Обо мне

Моя фотография
Самара, Самарская область, Russia

Методические разработки

Уважаемые педагоги и родители!
На этой странице представлены ссылки на методический материал, разработанный мною, который размещен на сайте  МБДОУ "Детский сад № 62" г.о. Самара


Экологический проект "Дерево" volkova-proekt-drevo.pdf (62ds.ru)
Конспект открытого занятия "Красавица Осень"volkova-konspekt-osen.pdf (62ds.ru)
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Прогулка в осенний лес"volkova-konspekt-les.pdf (62ds.ru)
Экологический проект "Овощи" - volkova-proekt-ovostchi.pdf (62ds.ru)
Конспект развлечения "Путешествие Незнайки в страну дорожных знаков" -      volkova-konspekt-neznaika.pdf (62ds.ru)
Загадки космического пространства -  https://62ds.ru/images/volkova-zagadki-kosmos-2022.pdf
Дидактические игры по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников 5-7 лет - https://62ds.ru/images/volkova-dg-ffg-2022.pdf


Круги Луллия - современная образовательная технология ТРИЗ, применяемая мною в педагогической практике для формирования предпосылок  финансовой грамотности  дошкольников 5-7 лет
Актуальность данной игры заключается в том, что она позволяет воспитывать и развивать детей под девизом «творчество всем».
Дидактическая игра создана на основе методики Раймонда Луллия, которая непосредственно относится к технологии ТРИЗ. Игра пробуждает интерес ребенка, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала и формирует экономическую грамотность.
Цель: способствовать формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.
 Задачи:
  • способствовать решению задач экономического воспитания и развитию логического мышления, памяти, внимания;
  • воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость), и расширять активный словарь детей;
  • знакомить с экономическими терминами;
  • формировать навыки сотрудничества и умения договариваться друг с другом, выражать свои мысли и анализировать;
  • способствовать формированию элементарных математических представлений;
  • способствовать формированию навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы;
  • учить детей соотносить товар и его стоимость, различать номинал денег, понимать различие в цене товара в соответствии с его категорией.
Описание:
Пособие представляет собой своеобразную пирамидку с изображениями, словами или цифрами. Сверху над кругами разного диаметра расположена стрелка. Круги и стрелка вращаются независимо друг от друга. Круги же разделены на сектора. При повороте кругов стрелка выделяет определенный сектор на каждому уровне (круге). Игрок задает вопрос и вращает стрелку. Полученную комбинацию можно истолковать как ответ на вопрос, а для расшифровки подключить воображение.

Игра "Магазин"
Цель: развивать умение у дошкольников видеть товар и его цену (стоимость).
Вариант игры: На первом большом круге изображено разное количество монет номиналом в 1 рубль. На втором круге расположены предметы и указана их цена (лыжи стоят 9 руб., ласты стоят 3 руб., шахматы стоят 6 руб.). Играющему необходимо найти правильное сочетание товара и его стоимости, выставив стрелку на нужное поле.





Игра №1 "Чья тень? Члены семьи" 
игра №2 "Семья. Чьи вещи"
для младшего дошкольного возраста
Цель: повышение уровня сформированности представления дошкольников младшей группы о семье.
Вариант игры №1: с помощью стрелки, играющему необходимо соединить картинки двух кругов, формирующие реальное сочетание изображения членов семьи (мама, папа, дедушка) на большом круге с изображением теней членов семьи на маленьком круге.
Вариант игры №2: Играющему предлагают решить проблему: Члены семьи (мама, папа, бабушка, сын) потеряли свои вещи. Нужно  правильно найти вещи (очки, спицы, тапочки), принадлежащие  каждому члену семьи.





Игра №1 "Военная техника в цифрах" и
игра №2 "Была война"
Цель:  расширять представления детей о военной технике и предметах времен Великой Отечественной войны.
Задачи: 
  • расширять представления детей о Российской армии, о военной технике;
  • знакомить детей с новыми названиями  военной техники и активизировать словарь: БТР, танк;

  • формировать умение рассказывать о машине по картинке;
  • развивать память, внимание;
  • воспитывать желание защищать Родину;
  • дать представление о значении слов листовка, орден, погоны;
  • закреплять навыки счета в пределах шести.
Вариант игры №1: игра состоит из трех кругов разного размера: на большом расположены цифры от одного до шести. На среднем круге изображены предметы, относящиеся к военному времени ( вечный огонь, гвоздика, погоны,  ордена, георгиевские ленты и т.д.) на маленьком круге представление схематическое изображение цифр от 1 до 6. Все круги соединены подвижной стрелкой.
Играющему необходимо правильно сосчитать выпавшие на среднем круге  предметы ( например ордена) и правильно сопоставить его с маленьким кругом, так чтобы количество выпавших предметов на среднем круге были правильно соотнесены с цифрами на большом круге. Далее соединить их стрелкой.
Вариант игры № 2: игра состоит из двух подвижных кругов, соединенных стрелкой. На большом круге изображены части предметов с маленького круга. Играющему необходимо правильно сопоставить круги, чтобы из половинок получился выбранный предмет. 







Игра на основе "Кругов Луллия" 
по теме "Профессии. Кому что нужно для работы"
Цель: обогащать знания детей о трудовых функциях и инструментах людей различных профессий.
Задачи: 
  • формировать у дошкольников представление о трудовых функциях людей, орудиях их труда-инструментах;
  • закреплять представление детей о профессиях взрослых;
  • развивать творческое воображение и речь детей.

Вариант игры №1 - играющий крутит круги и соединяет их стрелкой в соответствии с профессией и инструментом, помогающим человеку в работе. После чего называет профессию, инструмент, а так же действия, которые он выполняет с помощью него.
Вариант игры №2 - игрок крутит круги и соединяет их стрелкой в произвольном порядке. После чего называет профессию, инструмент который выпал случайным образом и определяет может ли он использоваться для данного вида профессии. Главное в этом варианте дать детям пофантазировать.









Игра "Два крыла одной бабочки"
Цель:  закрепление сенсорных представлений (цвет, величина).
Задачи: 
  • развивать умение детей выделять цвет и форму предмета (бабочки) и правильно собирать изображение предмета из двух  отдельных частей; 
  • соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разделенную  на 2 части. 
Вариант игры: игра состоит из двух кругов разного размера. На большом и маленьком кругах изображены крылья одной бабочки. Играющему необходимо совместить малый круг с большим так, чтобы получилась правильная картинка (бабочка).







Комплект круги Луллия  по теме "Космос"
Цель: закреплять и совершенствовать знания детей о Космосе.
Задачи:
  • учить зрительно анализировать силуэты предметов;
  • развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление;
  • способствовать формированию элементарных математических представлений;
  • закреплять умение различать количество предметов;
  • закреплять знание букв, развивать фонематический слух. 
Вариант игры №1 "Чья тень. Космические корабли":
с помощью стрелки, играющему необходимо соединить картинки двух кругов, формирующие реальное сочетание изображения космических кораблей (ракета, спутник, луноход и другое) на большом круге с изображением теней космических кораблей на маленьком круге.

   Пособие «Мягкие кубики - Занимашки»

 Игра «Найди картинку- отгадку!»

Цель игры: закреплять названия овощей и фруктов (диких и домашних животных, транспорт, геометрические фигуры и т.д.), развивать   логическое мышление и сообразительность в соответствии с лексической темой.

Ход игры: кубики разложены картинками по темам. Детям загадывается загадка. Нужно найти нужную картинку на кубике.



 Игра «Найди геометрические фигуры»

Цель: развивать представления о геометрических фигурах, упражнять в их назывании.

Описание игры: геометрические фигуры спрятались среди разных предметов, изображенных на кубиках. Педагог показывает геометрическую фигуру, а ребенок находит предметы, которые похожи на данную фигуру. Ребенок вращает, кубик и выполняет задание. Игра проводится в паре.


Игра "Посчитай правильно"

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного, упражнять в порядковом счёте.

Ход игры: В данной игре используется два кубика. Кубик с цифрой и второй кубик по желанию, который будет меняться. Выбираются два водящих из детей, которые бросают кубики. Задача детей назвать цифру, и предмет с этой цифрой. Например: выпала цифра пять и слон (ответ – пять слонов)





Игра «Первая и последняя буква/звук» 
Цель: формирование и развитие звукового анализа. 
Ход игры: ребенку предлагается определить первую букву в названии предъявленной картинки на кубике, которую он выбрал сам (по выбору педагога, либо друга).
  

♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦

Интегрированная образовательная деятельность  по патриотическому воспитанию в  подготовительной группе

«Весь мир пройду, везде я буду, но край родной я не забуду!» 


Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Возраст: 6-7 лет
Цель: воспитывать чувство гордости за страну, в которой мы живём.
Задачи:
· расширять представление детей о Родине, о России как родной стране;
· закрепить знания детей о государственных символах России – флаге, гербе, о символике родного города;
· расширять представления о народных ценностях и символах России;
· формировать уважительное отношение к государственным символам;
· расширять представления о странах и континентах, народах и животных их населяющих;
· формировать дружеские отношения и взаимопомощь в коллективе, умение работать в команде.


Материалы к занятию:
- обучающий комплект «Путешествие по странам и континентам с Волшебным карандашом» выпуск №2;
- авторское пособие «Путешествие вокруг света» Е.А. Мещеряковой;
- коллекции монет, паспорт;
- изображение герба России и Самары, разрезные картинки гербов;
- картины с изображением березовой рощи и пустыни;
- музыкальный файл Логоритмика Е. Железновой «У жирафа пятна»;
- набор животных разных стран по количеству детей;
- наборы матрешек;
- карточки для деления детей на команды «Березки» и «Мишки»;
- набор для продуктивной деятельности (палочки и ладошки из цветной бумаги).


Ход занятия:
Здравствуйте, ребята.
Сегодня я пришла к вам в гости из другого детского сада, я работаю воспитателем с такими же детками, а вы же знаете, что все кто ходит в детский сад очень любознательные и я не исключение. Мне захотелось посмотреть, как живут ребята в других детских садах.
И вот я у вас. А так как я у вас в гостях нам нужно познакомиться.
Игра приветствие – знакомство:
Здравствуй, солнце золотое! (поднять прямые руки вверх и «раскрыть» пальцы рук, как лучики солнца)
Здравствуй, небо голубое! (развести прямые руки горизонтально в стороны)
Здравствуй, маленький дубок! (сложить ладошки над головой «домиком» и слегка присесть)
Здравствуй, вольный ветерок (поднять прямые руки вверх и сделать наклоны вправо и влево)
Здравствуй, маленький дружок! (обнять себя руками)
– Мы живём в одном краю (хлопаем ладошками)
Всех я вас приветствую! (вытянуть руки ладошками вверх вперёд)

Вот мы с вами поздоровались и познакомились, и конечно я пришла к вам в гости не с пустыми руками, у меня есть для вас сюрприз. Посмотрите, как вы думаете что это? (показывает набор «Волшебный Карандаш»).
Да, это книга, но это совсем не простая книга, это книга говорящая.
ВК стихотворение «Россия»
О чем это стихотворение? Правильно о России, о Родине!
А что такое Родина? (ответы)
Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительное имя Россия!
Давайте вместе повторим слово – Россия. А так как мы живем в России, значит мы – россияне. А какие еще страны вы знаете? (Ответы детей)
В мире очень много разных стран и чтобы узнать и запомнить, где какая страна расположена на нашей планете Земля люди придумали рисовать их маленькими, уменьшать их в размерах, а чтобы узнать, на чем изображают страны надо отгадать загадку:
На ней уместилась вся наша земля: моря, океаны, леса и поля.
И северный полюс там тоже найдешь.
А если захочешь – в руках унесешь (карта)
Правильно, это географическая карта. На ней изображены все страны мира, моря, реки, океаны и написаны их названия.
Давайте откроем страницу нашей волшебной книги «Страница с картой», и посмотрим, может, кто-то знает, как называются континенты?
Нам поможет волшебный карандаш (Используем карандаш)
А я сегодня принесла вам свою карту, давайте подойдем и рассмотрим ее. Ребят, покажите мне, где на карте расположена Россия (ответы).
Ее не трудно узнать, ведь наша страна самая большая.
На ее территории живёт много разных народов, у которых есть свои традиции, костюмы, свои национальные блюда, свои достопримечательности, своя культура, свои сказки и свой язык! Посмотрите, у меня есть вот такие куклы, все они в национальных костюмах. Как вы думаете, кто из них живет в России? (Рассматриваем куколок и отбираем национальности, которые живут в России), затем располагаем их на карте.
У каждой страны есть свои государственные символы. Как вы думаете, что такое символ? (ответы)
Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для человека или целого народа большое значение. Они отличают Россию от других стран. Назовите символы России (ответы).
Правильно, ребята. Флаг, герб и гимн – это государственные символы страны. К ним надо относиться с уважением. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.
У России величавой на гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый. Он - России дух свободный.

А как вы думаете, у нашего города есть свой герб? Конечно, посмотрите на герб нашего города. На зеленой травке стоит белая дикая коза. Сверху на гербовом щите императорская золотая корона.
А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру - «Сложи герб» (командная игра).
Ребята у меня в руках две карточки на одной изображен….. (ответы)
На второй изображен…..(ответы)
Таких карточек у меня много, они лежат в волшебном мешочке, я предлагаю вам достать из мешочка карточку, кому какая попадётся. Таким образом, мы с вами поделимся на две команды.
Команде необходимо собрать из разрезных картинок герб, какой герб у вас получится, вы узнаете только тогда, когда соберете его.

Помимо государственных символов в каждой стране есть еще символы, олицетворяющие национальное достояние. Это растения, животные, игрушки и другие предметы, чем славится каждая страна (детям показывают 2 картинки с изображением природы – Березовая роща и Пустыня).
Ребята, посмотрите на эти картинки, как вы думаете, на какой из картин изображена природа России? А как вы узнали, что это Россия? (ответы детей).

Береза – символ России, любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой. О ней с давних времен сочиняли песни, сказки и стихи. Она является образом России. А еще наши леса богаты разными животными, большими и не очень. Какими? (ответы).

А как вы думаете, кто из этих животных главный символом России? (ответы детей). Медведь, мишка косолапый ласково называют его и читают стишки маленьким ребятам. Помните такой стишок? (Дети рассказывают).

Конечно, в каждой стране своя природа: деревья и животные. А вам интересно посмотреть на животных других стран? Хоть одним глазком? У нас есть волшебная книга, предлагаю отправиться в небольшое путешествие. А на чем можно отправиться в путешествие? Я предлагаю на самолете. Согласны?
(звук самолета ВК)
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)
Приземляться нам пора! (Приседают)

ВК страница «Нигерия». Мы находимся в Нигерии. (Слушаем стихотворение, рассматриваем картинку).
Ребята, Нигерия находится в Африке. Здесь не богатый растительный мир, в основном пустыня и пески. Живут животные, которые любят тепло. А вы знаете, какие животные здесь живут? (ответы бегемоты, зебры, львы, жирафы).
Давайте исполним веселый танец "У жирафа пятна" – музыкальная логоритмика (из цикла Е.Железновой)- физкультминутка.

Отправляемся дальше (звук самолета ВК)
ВК страница «Австралия». Мы с вами прилетели в Австралию. (Слушаем стихотворение, рассматриваем картинку).
Австралия со всех сторон омывается морями. Здесь очень богатая растительность и очень разнообразный животный мир. Самая большая птица живёт в Австралии – это (ответы страус Эму), очень быстроногое животное – (ответы кенгуру), смешные - коалы, попугаи, лемуры.

Ребята, какой интересный и разнообразный мир вокруг нас на нашей планете. Но как говорится в русской народной пословице «В гостях хорошо, а дома лучше!» (пора нам возвращаться в детский сад).

Волшебный карандаш кручу, домой к себе попасть хочу!
Больше всех материков, и, конечно, краше,
Тот, где мы с тобой живём. Где Россия наша! (звук самолета ВК)

Мы садимся снова в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
К себе домой на радость маме. (По очереди обеими руками)
Видим Русские поля (рука ко лбу)
Вот и Русская земля(руки к сердцу или сердечко руками)
Приземляться нам пора! (Приседают)

Ребята, мы узнали, какие животные живут в разных странах. Давайте расселим их на нашей карте (индивидуальная работа детей).

А теперь послушайте загадку символ России:
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко наша русская…..(матрешка)

Матрешка – уникальная русская игрушка, которая стала символом нашей страны России. Ни один турист не уедет от нас без этой расписного сувенира. Ребят, а вы умеете собирать матрешку?

Игра «Собери матрешку» (работа в малых подгруппах).

Ребята я вам принесла несколько матрешек, ваша задача разделиться на тройки по желанию, и собрать каждый свою матрёшку.

В нашей стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Закончилось наше путешествие. Я была очень рада с вами познакомиться.

А вы? На память о нашем путешествии, предлагаю смастерить символ России – флажок. Он будет олицетворять нашу дружбу, а сделаем мы его из ладошек трех цветов.
Флаг у нас прекрасный — белый, синий, красный!
Белый — мир и чистота,
Синий — верность, небеса,
Красный — мужество, отвага…
Вот цвета родного флага!

9 комментариев:

  1. Очень интересный материал!!!Валентина Михайловна, большое спасибо. Буду использовать в работе.

    ОтветитьУдалить
  2. Впечатлений масса. Замечательный материал. Как воспитатель мастерски владеет методическим материалом.Обязательно буду использовать в своей работе.Огромно вам спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Это очень интересная методика, обязательно ей воспользуюсь. Валентина Михайловна спасибо за подробный и интересный рассказ о своей разработке.

    ОтветитьУдалить
  4. Полезный и содержательный материал! Спасибо, большое, Валентина Михайловна!

    ОтветитьУдалить
  5. Очень занимательный материал. Интересен не только педагогам, детям, но и родителямно и

    ОтветитьУдалить
  6. Валентина Михайловна, от имени родителей благодарим Вас за столь интересный материал, который вы подготовили для наших детишек. Все ярко, красиво, интересно, доступно. Дальнейших Вам творческих успехов! Вы замечательный педагог! Нали дети любят Вас!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Отличный материал!!! спасибо!

    ОтветитьУдалить
  8. Валентина Михайловна, очень полезный материал! Вы молодец! Желаю интересных идей для новых пособий!

    ОтветитьУдалить
  9. Валентина Михайловна, очень интересный и красочный материал! Желаю вам успеха.

    ОтветитьУдалить